Нейропсихологическая коррекция направлена на восстановление, реабилитацию высших психических функций (внимания, мышления, восприятия, воображения, речи и эмоций), которые были утрачены в силу болезни, травмы или инсульта.

В нашей клинике нейропсихологическая коррекция — одно из направлений деятельности клинических психологов, которые проводят работу, направленную на восстановление высших психических функций наших пациентов.

Несмотря на то, что мозг оказывается (в силу разных причин) поврежден, нейропсихологическая коррекция дает возможность создания новых связей, нового алгоритма действий для осуществления той или иной утраченной, или, если речь идет о ребенке — неразвившейся функции.

Нейропсихологическая коррекция и реабилитация детей с детским церебральным параличом

Дети с ДЦП — это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими — двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Коррекционно-развивающая работа может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии.

Работа психолога ведется в нескольких направлениях:

  1. Психологическая коррекция познавательных процессов.

— Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.

— Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.

— Развитие скорости восприятия объектов.

С этой целью используются разнообразные занятия с детьми по обучению их адекватному восприятию формы и величины предметов. Занятия проводятся поэтапно, с возрастающей сложностью заданий.

Сам процесс коррекции проходит параллельно с обучением детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений

Важным направлением психологической коррекции является развитие всех видов мыслительной деятельности. А именно:

— Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.

— Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).

— Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов проводятся как индивидуально, так и в группе.

В занятиях используются такие приемы, как:

— создание игровых учебных ситуаций;

— дидактические и развивающие игры

— дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;

— обучение конструированию и рисованию по моделям

  1. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей — это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основное ее направление — смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др., обусловленных эмоциональными нарушениями. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

  1. Групповые психокоррекционные занятия для детей с ДЦП (совместно с родителями).

Очень важна при психокоррекции детей с церебральным параличом работа с родителям. Во время проведения групповых занятий по психокоррекции детей с ДЦП особое внимание следует уделять положительной установке родителей и детей на сам процесс занятий. С этой целью организуется веселая, эмоционально насыщенная игровая работа с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей.

Основными целями этих занятий являются: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Нейропсихологическая реабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга (ЧМТ, инсульты, опухоли, операции)

Задача психолога включает в себя как работу, направленную на преодоление и приспособление к имеющемуся когнитивному дефициту, так и работу с неизбежно возникающими эмоционально-личностными проблемами. Также следует учитывать важность и необходимость работы с родственниками и близкими больного человека, роль которых в нейрореабилитации является одной из основных.

Когнитивные нарушения часто возникают после инсульта и травм проявляются нарушением памяти, внимания, гнозиса, праксиса, снижением интеллекта, что во многом определяет исход реабилитационных мероприятий и качество жизни пациента.

Постинсультные когнитивные нарушения ухудшают прогноз, повышают смертность и риск повторного инсульта в три раза, а также повышают выраженность функциональных нарушений после инсульта, значительно затрудняют реабилитацию.

В связи с чем психологическая реабилитация данного контингента больных заключается в следующем:

  1. первичная диагностика состояния высших психических функций и эмоционально-личностной сферы (в рамках понимания болезни, дефекта, ограничений и т. п.);
  2. построение конкретной реабилитационной программы, имеющей четко обозначенные и зафиксированные в реабилитационном бланке цели, задачи, пути и сроки их реализации, а именно:

— преодоление интеллектуального  дефицита,

— восстановление когнитивных функций,

— работу с эмоционально-личностной сферой

— работу с родственниками и близкими пациентов.

  1. промежуточные и окончательная оценки реабилитационных мероприятий.