Реабилитация

Черепно-мозговая травма

Реабилитация после перенесенной черепно-мозговой травмы является длительным и непростым, но крайне необходимым процессом.
Каждый пациент осматривается неврологом, врачом лечебной физкультуры, психологом, логопедом. На основании их заключений составляется индивидуальный план реабилитации.

Реабилитация пациентов с черепно-мозговой травмой проводится сразу по трем ключевым направлениям:

  • Функциональный тренинг — комплекс занятий, упражнений и тренировок, направленный на восстановление утраченных навыков или обучение новым. Это относится как к физическим способностям (например, ходьба, самообслуживание), так и к когнитивным возможностям (восприятие информации, запоминание, воспроизведение).
  • Восстановление отдельных нарушенных функций
  • Коррекция психологического состояния пациента.

В некоторых случаях, когда травма была очень тяжелой, восстановить полностью или даже частично навыки невозможно. Тогда специалисты подбирают занятия для максимального раскрытия сохранившихся возможностей мозга, помогают освоить новые способности. Это адаптирует пациента не только в быту (самообслуживание), но и в общении с другими людьми (социализация).

 

Атаксия

Атаксия (от греч. ataxia — беспорядок) — нарушение координации движений.

Движения становятся неточными, неловкими, расстраивается их последовательность и преемственность. Статическая атаксия — нарушение равновесия в положении стоя, динамическая атаксия — нарушение координации при движении.

Виды атаксий

  • сенситивная атаксия — нарушение проводников глубокомышечной чувствительности;
  • мозжечковая атаксия — поражение мозжечка;
  • вестибулярная атаксия — поражение вестибулярного аппарата;
  • корковая атаксия — поражение коры головного мозга

В клинической практике атаксии как правило входят в симптомокомплекс неврологических заболеваний: последствия перенесенных инсультов, ЧМТ, рассеянный склероз, ДЦП, опухолях головного мозга. Диагностика выполняется при помощи тестов: поза Ромберга, усложненная поза Ромберга, пальце-носовая проба, колено-пяточная проба, более информативная является объективная оценка на стабилометрической платформе.

Лечение атаксий зависит от причин вызвавших данный симптом.

В основном лечение заключается в назначении витаминов, использования бетасерка и хорошо себя зарекомендовала вестибулярная гимнастика, но она больше помогает при головокружениях чем при атаксиях.

В нашем центре мы используем транслингвальную нейростимуляцию, данная методика показала отличные результаты. Особо стоит отметить что данная методика является неинвазивной (не требует хирургического вмешательства).

В основе лежит эффект замены вестибулярной сенсорной системы, в течение 20 минут пациент в положении стоя, с закрытыми глазами (поза Ромберга) получает нейростимуляцию и одновременно инструктор корректирует баланс и осанку пациента в течение 20-ти минутной процедуры.

 

Инсульт

Основные принципы реабилитационных мероприятий

Реабилитация после инсульта включает в себя комплекс медицинских, психологических и социальных процедур. Все они направлены на восстановление утраченных функций организма, возврат полной самостоятельности, собственного обслуживания и адаптацию больного человека в обществе. Можно выделить основные этапы: ранняя реабилитация, восстановление самостоятельности и адаптационный период.

Одна из первых задач реабилитационных мероприятий – возвращение человеку двигательной способности, что дает возможность самообслуживания и самостоятельного продолжения лечения. Основной способ – кинезотерапия, основанная на применении специальной лечебной физкультуры.  В задачи ЛФК входит восстановление контроля равновесия, подвижности суставов, мышечного тонуса и мышечной силы, способности передвижения и самообслуживания. В специализированных центрах возможности ЛФК расширяются за счет использования электростимуляции нервно-мышечной системы и метода биологической обратной связи.

Есть часть пациентов, у которых после инсульта происходит частичное (а порою и полное) самостоятельное восстановление поврежденных функций. Скорость и степень этого восстановления зависят от ряда факторов: период заболевания (давность инсульта), размеры и место очага поражения. Восстановление нарушенных функций происходит в первые 3-5 месяцев от начала заболевания. Именно в это время восстановительные мероприятия должны проводиться в максимальном объеме – тогда от них будет максимальная польза. Кстати, очень важно и то, насколько активно сам пациент участвует в реабилитационном процессе, насколько он осознает важность и необходимость восстановительных мероприятий и прикладывает усилия для достижения максимального эффекта.

 

Рассеянный склероз

Рассеянный склероз – хроническое аутоиммунное заболевание, при котором разрушается миелиновая оболочка нервных волокон головного и спинного мозга. Без миелиновой оболочки нервные клетки теряют способность проводить нервные импульсы благодаря которым мы можем двигаться, видеть, слышать, чувствовать и контролировать множество различных функций.

По мере развития болезни у пациентов могут проявляться различные функциональные нарушения: зрения, речи, опорно-двигательного аппарата (параличи, парезы, атаксии, тремор), тазовых функций, а также снижение чувствительности, когнитивные расстройства, депрессии.

Цель реабилитации пациентов с рассеянным склерозом – замедлить прогрессирование заболевания, восстановить отдельные нарушенные функции и помочь пациентам стать более самостоятельными.

Программа реабилитации для пациентов с рассеянным склерозом составляется в каждом случае индивидуально, учитывая стадию развития заболевания, степень выраженности патологических проявлений и другие факторы.

С пациентами работает мультидисциплинарная команда во главе с врачом-реабилитологом. В состав команды входят: кинезитерапевт, массажист, невролог и др.

 

Болезнь Паркинсона

Болезнь Паркинсона — одно из тяжелых заболеваний нервной системы, его основными проявлениями являются расстройства двигательной активности и вегетативные нарушения. Симптомы заболевания со временем усугубляются, в результате больного ждет инвалидизация.

Основные симптомы:

Брадикинезия (замедленность движения)

Движения становятся медленными, сокращается амплитуда движений. Типичным проявлением брадикинезии является медленная ходьба, короткий шаг, заторможенные движения и мимика, тихая и монотонная речь, мелкий почерк.

Мышечная ригидность (скованность движений)

Выражается в скованности движений частей тела. Когда пациент, двигает рукой или ногой, становится заметна трудность движений. Это связано с повышением мышечного тонуса. По мере развития заболевания ригидность мышц нарастает, что приводит к развитию характерной позы: голова согнута и наклонена вперед, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, спина и ноги согнуты. Некоторые пациенты могут долгое время поддерживать позы, невозможные для здоровых людей, например, лежать, держа голову над подушкой.

Тремор (дрожание)

Тремор является у многих пациентов первым симптомом болезни Паркинсона, но у 30% может совсем отсутствовать. В большинстве случаев тремор начинается с руки или ноги и может постепенно возникать в других частях тела. Наиболее типичны ритмичные движения одного пальца кисти по направлению к остальным, что напоминает счет монет или скатывание пилюль. Обычно тремор более выражен в покое и заметно уменьшается или исчезает при целенаправленных движениях. Эмоциональное напряжение часто усиливает тремор.

Постуральная неустойчивость

По мере развития болезни у пациентов возникает неустойчивость в положении стоя и при ходьбе. Причиной являются нарушения равновесия, возникающие из-за ослабления стабилизирующих рефлексов. Такие нарушение равновесия могут ощущаться как головокружение или страх падения. Выраженные нарушения равновесия при болезни Паркинсона приводят к падениям и даже травмам. У пациентов пожилого возраста риск получения травмы возрастает из-за сопутствующего остеопороза и мышечной слабости.

Нарушения памяти и психические расстройства

Со временем появляются нарушение внимания, памяти, затруднение в ориентации. Появляется депрессия, фобии, бессонница, иногда — бред и галлюцинации. Эти проявления заболевания нередко очень тяжелы как для самого пациента, так и для членов его семьи.

 

Спинальная травма

Спинальные травмы (травмы позвоночника с повреждениями спинного мозга) относятся к категории наиболее тяжелых.

Структурные последствия травмы:

  • Нарушение двигательных функций
  • Нарушение чувствительности ниже зоны поражения
  • Изменения функций органов таза, проблемы регуляции органов, в основном кишечника и мочевого пузыря
  • Выраженный гипертонус мышц
  • Осложнения инфекционно-воспалительного характера

Наш центр работает с последствиями травм любой сложности, применяя комплекс методов, используемых в мировой реабилитации: ЛФК, массажи, кинезиотерапию. Наряду с нейростимуляционными методиками, такой комплекс мер позволяет добиться качественных результатов.  Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа исходя из его показаний, реабилитационного потенциала и жизненных приоритетов.

 

Панические атаки

Панической атакой называют приступ сильного (глубинного, «животного») страха, который возникает внезапно, иногда – ночью, за несколько минут достигает наибольшей интенсивности. Сопровождается он сильным сердцебиением, нехваткой воздуха или затруднением дыхания, болью в груди, тошнотой, чувством «кома» в горле, ощущением размытости, нереальности происходящего. Состояние появляется без видимой причины, длится от 10 минут до 2 часов (обычно – до 30 минут), проходит само, в течение первого часа сопровождаясь умеренной тревогой, оставляет после себя боязнь повторения подобного пароксизма (приступа).

Наша команда специалистов поможет подобрать комплексное лечение панических атак психоневрологическими и остеопатическими методами.Положительный результат отмечается у 9 из 10 человек,обратившихся к нам с данной проблемой.

 

Нарушения сна

Расстройства сна — серьезная проблема, которая приводит к сбою в работе организма и даже может угрожать жизни.

В нашем центре применяются мягкие немедикаментозные методы лечения нарушений сна и причин, их повлекших. Наиболее эффективными методами лечения являются:

  • сеанс остеопатии
  • сеанс релаксации в сочетании с нейростимуляцией
  • комплекс медитативных методик

 

Логопедия и нарушения речи

 

 

Детский церебральный паралич

Мы разработали нашу методику, взяв за основу теорию и методику физического воспитания, подходы к обучению, формированию двигательной активности для больных с церебральным параличом. Основным критерием, на который мы опирались, было понятие физического воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями и осознанной потребности в физических занятиях. Обучение движениям – системное освоение ребёнком рациональных способов управления своими движениями.

По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах: в форме двигательного умения и в форме навыка. Также не менее существенной стороной физического воспитания является воспитание физических качеств, что включает в себя: силу; быстроту; выносливость; ловкость; гибкость. Все физические качества являются врождёнными, которые необходимо развивать, совершенствовать. При детском церебральным параличе возникает поражение пирамидальной системы головного мозга, что проявляется в недостатке или отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функциями мышц и создает трудности в формировании физических качеств. Также возникают нарушения со страны анализаторов.

Как и в других вариантах формирования утраченных функций, у ребёнка с церебральным параличном мы опирались на цели и задачи физического воспитания. Целью во всех случаях педагогического воздействия являлись оптимизация физического развития, всестороннее совершенствование и задействование физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств. Для достижения цели мы решали комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических). К специфическим задачам мы отнесли формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков. К общепедагогическим мы отнесли задачи по формированию личности человека, развитию интеллекта и психомоторной функции.

Основным средством для достижения поставленных нами целей мы выбрали физические упражнения, которые направили на реализацию наших задач, сформировали и организовали по закономерностям физического воспитания. Мы рассматривали физические упражнения с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного повторения.

При разработке каждого физического упражнения мы выделяли три фазы: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная фаза необходима для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия.

Основная фаза состояла из движений (или движения), с помощью которых решалась главная задача действия.

Заключительная фаза завершала действие.

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений.

 

Бульбарный синдром

 

 

Неврологические последствия COVID-19

Мы помогаем в кратчайшие сроки востановить двигательные функции, абоняние и другие неврологические последствия. Подробнее

 

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.
Принять